Реклама

Сейчас 25 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

 

14.03.2025
Проект к 80-летию Победы. «Кузнецк в годы Великой Отечественной войны»

Всё для фронта, всё для победы!

 
Буквально с первых минут после объявления войны партийно-советские органы и военный комиссариат Кузнецка перешли на экстремальный режим работы.
Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года предписывала мобилизовать все силы и средства на разгром фашистских захватчиков и определила основную программу действий по превращению страны в единый военный лагерь под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы».
Работа всех предприятий и организаций перестраивалась на военный лад.
Ушедших на фронт мужчин заменили на рабочих местах жёны, матери, сёстры. 26 июня 1941 гола городская газета «Сталинский клич» опубликовала обращение жён инженерно-технических работников обувной фабрики ко всем домохозяйкам, призывая их выйти на работу, тем самым помогая бить фашистов.
24 нюня партбюро обувной фабрики провело собрание домохозяек. Выступая на нём, домохозяйка Пономарева сказала: «Я имею профессию медицинской сестры. Завтра же иду в военкомат проситься в армию. Если же меня военкомат не примет, пойду работать в медицинский пункт обувной фабрики».
У домохозяйки Бушмелевой муж находился в армии. «Я, – сказала молодая женщина, – два с половиной года была домохозяйкой. Сейчас я хочу заменить мужа, пойду на производство» О своём решении вернуться в цехи фабрики, чтобы заменить мужчин, высказались домохозяйки Малева и Карпова, обе коммунистки. А всего двадцать семь женщин пришли в первые дни войны на фабрику и встали к конвейеру, чтобы выпускать грубые солдатские сапоги и ботинки, которые, как известно, дошли до Берлина.
27 июня такое собрание прошло на овчинно-шубном комбинате.
Многие кузнечанки откликнулись на этот призыв и пришли работать на заводы и фабрики.
Если до войны на предприятиях Кузнецка работали 4190 женщин, то в 1942 году – 4410. 266 женщин встали на места ушедших на фронт мужей и братьев. Многие жены красноармейцев пошли работать и стали высококвалифицированными работниками.
Бывшая воспитательница детского дома Маруся Канайчева в дни войны за полтора месяца овладела специальностью токаря и стала выполнять норму на 300 и более процентов. Раиса Зинина овладела специальностью шофёра, а Вера Елизарова – электромонтёра.
Чем могли, женщины помогали фронту. Только на заводе «Возрождение» к весне 1942 года 166 женщин овладели мужскими профессиями, 21 женщина была выдвинута на руководящую работу. Именно на этом предприятии появились первые женские фронтовые бригады.
За первые восемь месяцев Великой Отечественной войны в городе без отрыва от производства было подготовлено восемьдесят медицинских сестёр, шестьдесят связисток, пятнадцать из которых были сразу же отправлены на фронт. 630 девушек стали в эти дни донорами.
Женщины много сил и внимания уделяли семьям эвакуированных, раненым. Домохозяйки 78-го квартала выступили с инициативой взять шефство над эвакогоспиталями, которые разместились в Кузнецке. Сами они стали постоянными шефами госпиталя № 2774.
В августе 1943 года в помещении городского театра прошёл городской слёт жён, матерей, сестёр: «Роль женщины в Отечественной войне и значение её труда в тылу». Доклад делал первый секретарь горкома партии А.А.Городничев.
С первых дней войны в город стали прибывать эвакуированные из западных областей нашей страны, временно оккупированных фашистами. Кузнецк принял 14 тысяч человек, 9200 из которых остались жить в городе, остальные разъехались по сёлам. Женщины, дети, старики почти ежедневно прибывали на станцию. Они не имели с собой никаких тёплых вещей, порой даже смены белья, потому что враг не дал им времени на сборы. Разместить их в городе было трудно. В то время государственного жилья было очень мало, а частные дома кузнечан не отличались излишней площадью. Приходилось теснить жителей города, поселяя на маленькой площади по нескольку человек.
Достаточно сказать, что 9200 человек разместили в 1920 квартирах. Это значит, что в каждой – почти по пяти человек. Кроме того, в детские дома было принято 300 детей, эвакуированных прямо из пионерского лагеря под Минском.
Уже 8 сентября 1941 года облисполком прекратил выдачу эвакуированным разрешений на въезд в Кузнецк в связи с перенаселённостью этого города.
Большие трудности были не только с жильём, но и с дровами. Не было транспорта, некому было заготавливать древесину. Однако городские власти понимали, что оставить эвакуированных без помощи нельзя. Первой же группе прибывших из прифронтовой зоны городским Советом была оказана единовременная материальная помощь в сумме 3200 рублей.
Несмотря на тяжёлое положение с транспортом, горисполком сумел вывезти 21315 кубометров дров 4942 семьям красноармейцев и эвакуированных, в основном тем, кто не работал на заводах.
К февралю 1942 года остронуждающимся семьям эвакуированного населения горсоветом было выделено единовременное пособие 20,6 тысячи рублей. Через общепит горторга для рабочих эвакуированных предприятий были организованы питание на 3600 человек в день и отпуск 2000 обедов на дом для эвакуированных.
В горком партии и горисполком часто приходили письма от бойцов и командиров Красной Армии, в которых они просили оказать помощь своим семьям, волей судьбы заброшенным в наш тыловой город. Ни одно такое письмо не осталось без внимания.
Сами жители чем могли помогали эвакуированным. Они собирали дл них одежду, заботились о детях, помогали в устройстве на работу.
Городской Совет депутатов трудящихся и горисполком всю свою работу подчинили нуждам фронта.
Листая страницы протоколов заседаний Кузнецкого горисполкома и городского Совета депутатов трудящихся за военные годы, отмечаешь, что жизнь города шла под лозунгом. Всё для фронта, всё для победы!». Кузнечане делали всё, от них зависящее, чтобы помочь разгромить врага.
Уже 25 июня 1941 года горисполком на своём заседании рассмотрел вопросы о ходе подготовки помещений для госпиталей, организации нового детского дома и обязал заведующего горкомхозом И.А.Ляпустина до 28 июня закончить все работы по подготовке здания госпиталя, а начальника госпиталя Бушеля – обеспечить его круглосуточную охрану. Исполком попросил облздравотдел немедленно выслать в Кузнецк 300 подушек для госпиталя, обязал заведующего горторготделом К.Ф.Богоявленского отпустить недостающее количество кухонной посуды и организовать в госпитале буфет. Управляющему Госбанком П.И.Хромичеву предписывалось до 28 июня сдать одну пишущую машинку в распоряжение госпиталя. Директорам автотранспортной конторы (Лебедеву) и обувной фабрики (Плющикову) предписывалось к 28 июня подготовить лошадей для санитарных перевозок.
Члены горисполкома приняли решение организовать в городе новый детдом на 400 человек, отвести под него здание общежития, овчинно-шубного техникума. Артели «Красный швейник» поручено было срочно изготовить комплекты постельного белья и матрасов для детдома.
Большие проблемы испытывал город в снабжении электроэнергией. 21 июля 1941 года горисполком рассматривает вопрос о работе электростанции и отмечает, что возникает угроза её остановки из-за неподвоза торфа, выбытия из-за мобилизации из состава автопарка 9 автомобилей, призыва на фронт 52 человек.
Было принято решение обязать начальника автотранспортной конторы ежедневно выделять 10 автомашин для вывоза торфа, откомандировать в распоряжение электростанции всех шофёров, используемых не по специальности. Заведующей гороно Л.Н.Корниловой предписывалось выделить в помощь торфоразработчикам учеников в количестве 300 человек. Рабочий день им устанавливался до 11 часов в сутки. Было предложено организовать воскресники по штабелёвке торфа, для чего надо было выделить рабочую силу из организаций, артелей, от домохозяек на уборку торфа.
В августе горисполком рассматривает вопрос о ходе подготовки ещё одного помещения под госпиталь. Его планируют разместить в доме ИТР (инженерно-технических работников) обувной фабрики и столовой этого предприятия.
Что ни протокол заседания горисполкома, то решение важных проблем, которые захлестнули Кузнецк в годы войны.
Эвакуированные предприятия размещались в цехах кузнецких предприятий. Для нормальной работы им необходимо было, в том числе, и большое количество воды. Её в городе не хватало. В сентябре 1941 года горисполком принимает решение временно закрыть водоразборные колонки на нескольких улицах, выключить из городской водоразборной ветки колонки и водоразборные вводы 28 общественных организаций, предприятий и учреждений, вводы как к частным, так и жилуправленческим домовладениям. От воды отключили не только артели и учреждения, но и школы, техникумы, детсады.
Для выпечки хлеба не хватало муки. Город снабжался мукой только с городских мельниц, их мощность была невелика. Горисполком принимает решение перевести одну мельницу на электроэнергию, а она раньше работала на жидком топливе, чтобы производить не менее 50 тонн муки в сутки. Председателю артели «Извозчик» Атясову предписывалось ежедневно выделять по 5 лошадей на другую мельницу. В случае невыполнения грозили судом.
Угрозы эти не были пустыми словами. Шла война, и действовали её законы. За невыполнение решения о подготовке помещения под госпиталь в установленный срок директор обувной фабрики был отстранён от должности, в НКВД и прокуратуру было направлено письмо с просьбой привлечь его к ответственности как за срыв строительства военного значения.
Такие же важные вопросы обсуждали и депутаты на сессиях Совета депутатов трудящихся. Обстановка была тяжёлой, условия для работы очень трудные, выполнять возросшие планы предприятиям и организациям часто не удавалось.
18 декабря 1941 года депутаты слушали отчёты о работе артелей. Артель «Борец за качество» план по пошиву обуви выполнил на 32 процента, артель «Валяльщик» план по валенкам – на 68,2 процента. Не хватает сырья, не работают многие станки.
XII сессия городского Совета решила: к 1 февраля 1942 года решить проблему кадров, участие женщин в работе довести до 25 процентов к списочному составу; в артелях для работы задействовать всю имеющуюся технику. В артели «Валяльщик» к 20 декабря выработку обуви довести до 100 пар в сутки; артели «Химпром» к 15 января 1942 года производить в сутки не менее двух пар лыж на работника; артели «Молот» освоить производство сапёрных лопат, подков.
Интересно, что в октябре 1941 года руководитель артели «Химпром» заявлял, что артель не сумеет делать лыжи, там умеют варить мыло. А в декабре этого же 1941 года он с гордостью доложил: «Наши лыжи – лучшие в области!».
В январе 1942 года на 13-й сессии городского Совета депутатами, а их осталось в городе всего 47 человек, остальные сто депутатов ушли на фронт, рассматривали вопросы об оказании помощи госпиталям, семьям красноармейцев, о ходе сбора тёплых вещей для Красной Армии.
Депутаты отмечали, что за полгода с начала войны госпиталям предоставлены лучшие помещения в городе, им отпущено 4500 кубометров дров, 24 штуки саней, полностью удовлетворена потребность в посуде, мебели… К Новому году раненым выданы подарки, семьям красноармейцев – пособия на сумму 890000 рублей. Обувная фабрика выделила единовременное пособие на сумму 10000 рублей и 400 пар обуви.
Но были отмечены и недостатки в работе. Так, артель «Молот» пообещала отдать в госпиталь пианино, а потом отказала его отдавать. Директор школы пожалел для раненых карту полушарий. Плохо обстоит дело с ремонтом обуви для госпиталей.
Депутаты приняли решение на базе артелей «Борец за качество» и «Имени 12-й годовщины Октября» организовать как минимум 3 мастерских по ремонту обуви и одну из них – специально для красноармейцев. Директору швейной фабрики №7 было дано указание организовать мастерскую по ремонту и реставрации одежды и белья.
На сессиях кузнецкие депутаты рассматривали очень большой круг вопросов, охватывающих проблемы Кузнецка. Шла война, но жизнь не останавливалась. Надо было думать о благоустройстве, снабжении детских учреждений и столовых овощами на зиму, санитарном состоянии города, обеспечении топливом, образовании, здравоохранении, торговле…
Конечно, главными были задачи по обеспечению всем необходимым фронта, работе оборонных предприятий и госпиталей, помощи в формировании воинских соединений. Но депутаты не забывали и о других проблемах.
В феврале 1942 года они заслушали доклад зав. гороно Будницкого об итогах первого полугодия учебного года. В городе работали 12 школ с охватом 4260 учащихся. Почти все они занимались в три смены, потому что три здания были отданы под госпитали.
Учащиеся принимали участие в сельхозработах, на торфоразработках, они активно собирали тёплые вещи для армии, давали концерты в госпиталях. С 20 января 1941 года все школы приступили к занятиям по подготовке кадров: трактористов, комбайнеров, шоферов…
В июле 1942 года депутаты контролировали ход заготовки овощей и благоустройства, подготовки к зиме. Была большая проблема с заготовкой дров. Не хватало транспорта. В лесу можно было рубить только берёзу и осину. Из-за недостатка дров под вопросом была работа банно-прачечного комбината, плохо обеспечивались дровами детсады, больницы, детдома, семьи красноармейцев и эвакуированных. И всё же принимались меры к тому, чтобы всех нуждающихся обеспечить топливом. Депутаты принимали такие решения и контролировали их исполнение.
Из-за всевозможных причин горторг в 1942 году недополучил фондовых товаров на 2,5 млн рублей. В магазинах отсутствовали соль, спички, керосин, посуда… Депутаты обращались в облисполком для решения этой проблемы.
Чтобы как-то поддержать детей, чьи отцы сражались на фронте, в городе была открыта детская столовая на 600 мест. В магазинах возникли специальные отделы для инвалидов войны, семей погибших и красноармейцев для первоочередного их обеспечения продовольственными и промышленными товарами.
В марте 1942 года горисполком принимает решение о проведении массовых воскресников по благоустройству и очистке города. Мусорные кучи, захламлённые участки могли спровоцировать распространение инфекционных заболеваний. Такие воскресники в годы войны проводили регулярно.
Очень остро в 1942 году стоял вопрос об обеспечении промышленных предприятий электроэнергией, мощности электростанции явно не хватало. Горисполком в октябре 1942 года принимает постановление об экономии расходования электроэнергии.
Эвакуированные в город предприятия обустраиваются на новом месте, строятся новые цехи, для чего необходим кирпич. Местный маленький заводик работает слабо: не хватает сырья, материалов, рабочих рук. Горисполком принимает решение в начале 1942 года передать его в ведение завода №472, чтобы удовлетворить запросы военного предприятия в кирпиче, улучшить материальную базу кирпичного завода, решить проблему с кадрами.
В интересах оборонной промышленности горисполком несколько детсадов гороно передаёт на баланс завода № 748 для организации в них групп с круглосуточным пребыванием детей. Кузнечанки сутками стояли за станками, выпуская мины и другую военную продукцию, а дети должны были находиться под присмотром.
Чтобы хоть как-то улучшить снабжение жителей города продовольствием, горисполком принимает решение все имеющиеся у города пустующие участки земли отдать под огороды. Многие семьи эти огороды в голодные военные годы буквально спасли от смерти.
 
 
 
 
Пресс-служба администрации города Кузнецка совместно с газетой «Кузнецкий рабочий» реализует проект о Кузнецке и подвиге кузнечан в годы Великой Отечественной войны по страницам книги «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Книга была выпущена в 2020 году к 75-летию Великой Победы. Главный редактор-составитель – Анна Александровна Курепина.
Реклама
Баннер середина - 005
Реклама