Кузнецк хорошеет их трудами
Проезжая или проходя по улицам Кузнецка, мы то тут, то там замечаем элементы благоустройства, выполненные методом горячей ковки металла. Замедляем шаг, стараясь получше рассмотреть затейливый орнамент, родившийся сначала в голове мастера, а потом – в огне, шуме удара молота, искрах сварки и шлифовального круга… Решётки на окнах и балконах, разной высоты ограждения, ворота, калитки, двери, цветочницы придают неповторимый привлекательный вид даже самому простому строению… Это – плоды трудов кузнецов. Их ремесло дало название нашему городу 235 лет тому назад и живо по сей день. Мне посчастливилось познакомиться с кузнечанами, которые являются лучшими представителями этой профессии сегодня. О них – мой рассказ.
Есть такие мастера, на которых устремляются все взгляды, которым стоит только начать говорить, как остальные смолкают и ловят каждое сказанное ими слово. Таким признанным мастером кузнечного дела является Константин Николаевич Щипанов. Кузнецкие кузнецы о нём говорят так: «Многие работы он сделал десятилетия назад. Например, ограждение у магазина «Апрель» поставлено в девяностые годы, а выглядит современно. Ничего лишнего, а рисунок гениальный, перемычки под старину. Костя есть Костя. У него – отменный художественный вкус».
Работы Константина давно получили признание среди знатоков и ценителей. Дело в том, что в прежние времена, когда кузнецов можно было встретить в ряде строительных организаций, проходили всесоюзные выставки. Вот на таких авторитетных выставках побывало множество работ К.Н. Щипанова. Он – мастер декоративно-прикладного искусства.
При всём этом никакой звёздности в повадках мастера нет. Он с большим уважением относится к более молодым (и по возрасту, и по стажу работы) коллегам, всегда готов помочь советом. Он понимает, что кузнецы «варятся в собственном соку», ведь никаких профессиональных союзов, обучения сегодня нет. У опытного мастера охотно учатся. В своё время начинающий кузнец А.А. Лапшин сказал ему: «Костя, а ведь мы когда-нибудь будем тебе конкурентами». На что Константин Николаевич резонно ответил: «Работы всем хватит. Лишь только работать надо на совесть».
Константин Щипанов в 1973 году демобилизовался из рядов советской армии и пришёл в СУ-5. В этой строительной организации была кузница, где работал Александр Борисович Ермолаев, человек в годах – 1914 года рождения. Около года Константин работал с ним, перенимая азы мастерства. «Я парень заводской закваски. У меня неплохо получалось, но это была инструментальная работа – делали всё, что нужно для производства. Художественную ковку я начал осваивать позднее – с 1979 года», – рассказывает Щипанов. Этот интерес возник внезапно, после просмотра телевизионной передачи про известного на всю страну суздальского кузнеца Басова. Щипанову захотелось понять, как кузнецы работали раньше. Отличие старинных методов работы от сегодняшних есть. Раньше не было газоэлектросварки, не использовали готовые штампованные детали декора, весь инструмент кузнецы делали сами. Щипанов уверен, что традиции нужно соблюдать или хотя бы знать. А в тяжёлой работе кузнеца главное – загореться, втянуться. Так и случилось.
Многие задумки, казалось бы, абсолютно невыполнимы: например, сделать из болванки… цветок. Возможно ли? Идея так захватила, что ночами не спал. Потом дошло и до воплощения. Взял медную восьмигранную болванку. Отсчитал расстояние под основание, которое от болванки останется нетронутым и будет всю конструкцию на себе держать. А остальную часть болванки так вытянул, так тонко выковал и обработал, что получился стебель, на нём – листья и цветы розы. Я не сразу поняла, как цветы были сделаны, потом дошло: мастер развернул металл флажком, а потом «скроил» из этого флажка лепестки и завернул их в бутон, края лепестков выгнул. Эта «роза» была сделана К.Н. Щипановым в 1983 году и побывала на многих всероссийских и республиканских выставках. Он много экспериментировал со сталью, алюминием (литьё), медью... Дома у него немало кованой утвари: это и подсвечники, и топоры для рубки капусты и мяса, и многое, многое другое. Казалось бы, мелочь. Но изготовление каждой такой «мелочи» требует колоссального времени. Поэтому главное, чем надо запастись молодому человеку, желающему стать кузнецом, – это терпение. А то иной думает: ударил кузнец раз молотком по наковальне, рубль сразу и вылетел. А цена той работе – ведро пота: ну-ка, попарься перед горном, потанцуй перед кузнечным молотом!
Затем работал Константин в автоколонне № 1178, а когда была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, начал своё дело. Сегодня стаж мастера составляет около сорока лет. И если правда, что мастерство накапливается с годами, то у Щипанова его – немерено. Его работы можно видеть не только в Кузнецке: накладки на входные арочные двери в Вознесенский храм, ограждения у банков, магазинов и частных домов, оформление здания музея одной картины в Пензе, реставрация решёток пензенской картинной галереи...… Некоторые его работы переданы в дар краеведческому отделу Кузнецкого культурно-выставочного центра.
Освоил мастер изготовление кованой мебели: журнальных столиков, обеденных гарнитуров. Как говорит Константин Николаевич, «кузнецы – свободные люди». Хотят – работают с 4 утра, хотят – с 8 утра, а если окно есть, могут и отдохнуть недельку.
Если раньше в рабочем классе была такая мощная прослойка людей, которых в силу их знаний, ума, интеллекта, увлечённости профессией можно было отнести к интеллигенции, то кузнецы, несомненно, из их числа. Это – элита, штучные персоны. Общение с Константином Щипановым только подтверждает это. Его знания способны заинтересовать кого угодно. Он рассудительный, спокойный, держится с достоинством. Но его внутренняя фанатичная энергия не может спрятаться за этим внешним спокойствием. Как в горне горит огонь, так и в его ярко-голубых глазах виден изнутри идущий свет – свет души, свет ума человека, своим трудом украшающего землю, на которой он живёт.
Ольга ПОДРАМЕНСКАЯ
Фото автора
На фото: К.Н. Щипанов показывает, как выполняется «протяжка» металла.