Реклама

Сейчас 32 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

.06.2015

В детстве мечтали стать космонавтами

В прошлом номере газеты мы начали рассказ о людях, чьё ремесло дало название нашему славному городу, – о кузнецах.

Меня всегда интересовало, как люди приходят в профессию, которой нигде не учат. Вот учат же на юристов, экономистов, а на кузнецов – нет. В роду такой профессии тоже не у каждого найти. Но если нельзя представить жизнь человечества без кузнечного дела сто, тысячу лет тому назад (железо люди научились обрабатывать, как только приручили огонь), то и сегодня – тоже.

В ходе общения с кузнецами (кстати, такой профессии ни в одном штатном расписании не найдёшь) мне довелось услышать не очень радостные слова: «Мы – последние из могикан». Но я верю в то, что мастерство это будет живо в нашем городе и дальше. Хотя бы потому, что оно нужно людям. Подтверждением тому служит успешная работа кузницы на Алексеевском шоссе, где трудятся два Александра. Александру Салдину 43 года, его товарищу Александру Купцову – 38 лет. В этой кузнице оба работают с 2010 года. Заказами обеспечены на месяц вперёд, даже реклама не нужна. И это несмотря на то, что ручная работа ценится и стоит очень дорого.

 

Про кузнецов говорят, что у каждого мастера – свой почерк. А ещё – свой интерес, хобби, то, к чему лежит душа. Для Александра Салдина и Александра Купцова это изучение секретов дамасской стали: заготовка толщиной в 3-4 миллиметра содержит 500 слоёв, которые при полировке поверхности дают неповторимый узор. Они изучают исторический материал, много читают книг, ищут информацию в Интернете. Поэтому на тему оружия могут говорить часами: мне, например, рассказали очень много о боевых топориках индейцев и составной части томагавка – трубке мира.

Разожгли горн, погрохотали молотом, показали, из чего состоит работа кузнеца. Она не для белоручек: пыль, грязь, жара, шум. Но в то же время эта работа – одна из самых интересных, потому что прежде чем включить горн, кузнец должен «включить голову». Неслучайно все кузнецы – люди с фантазией, воображением, в то же время владеющие точным математическим расчётом.

Два Александра настолько слаженно работают, что много слов говорить не надо. Один – куёт, другой – сваривает элементы (могут друг друга заменить), это разделение труда убыстряет процесс изготовления заказа. Чаще всего им заказывают навесы над крыльцом, поручни, присадки для дома, оградки для могил, кресты.

Можно представить себе очень красивый интерьер, изюминку которого составляют кованые изделия. Во многих домах сегодня есть и биллиардные, и каминные комнаты, где расположена кованая мебель, рядом с красивой каминной решёткой – каминный набор, повсюду – кованые бра, подсвечники, вешалки, цветочницы… Также можно предположить, какой восторг именинника, юбиляра, молодожёнов вызовет эксклюзивный подарок, сотворённый кузнецами. Однажды мои новые знакомые изготовили, к примеру, подкову на счастье.

Заказать кузнечное изделие может не только человек или организация, а даже целый город. В этом году в Кузнецке на пожертвования горожан был открыт сквер 70-летия Великой Победы. Один из центральных его акцентов – триумфальная арка. Украшение арки в виде звезды, венка и лент – это работа кузнецов Александра Салдина и Александра Купцова. Выполнили они этот элемент украшения по рисунку, который им предоставили из отдела архитектуры, да так точно, чётко и красиво, что все это отметили. Запомнился и заказ к Олимпиаде в Сочи: три беседки высотой три метра, шириной три метра, которые украсили набережную Чёрного моря.

Вот как бывает – работа нашла человека. И работают мастера, каких не часто встретишь. А в детстве, смеётся Александр Купцов, все мечтали стать космонавтами, как минимум – лётчиками. Однако менять свою трудную-интересную профессию на какую-либо другую парни не собираются. И это понятно. Уже заработан значительный авторитет, к ним едут заказчики из города, из сёл, из Москвы, Санкт-Петербурга, которые знают, что получат эксклюзивную вещь, ведь в ручной работе нет стандарта, всегда получается по-новому, по-другому. Семья кузнеца не знает нужды. А с профессией космонавта тоже есть что-то общее: и космонавтам, и кузнецам, и лётчикам нужно хорошее здоровье.

Есть и ещё одна прелесть в работе кузнеца: после тебя останется то, что ты сделал своими талантливыми, потемневшими от работы руками. Что-то красивое, достойное, а порой и величественное.

Ольга ПОДРАМЕНСКАЯ
Фото автора

 

На фото: в этой кузнице работают два Александра – Купцов и Салдин.

Реклама
Баннер середина - 005
Реклама