Мы кузнецы, и друг наш – молот
Мастера кузнечного дела и по сей день прославляют наш город далеко за его пределами. В предыдущих публикациях мы рассказали о К.Н. Щипанове, который первым возродил художественную ковку в Кузнецке, о его коллегах Александре Салдине и Александре Купцове, Юрии Фадееве. Сегодня наш рассказ – об Алексее Лапшине и Владимире Волошине.
Кузнецом может называть себя всякий, кто берёт готовые штампованные детали, купленные прутки и сваривает их в конструкцию. Но всё-таки кузнец – это тот, у кого есть горн, и кто занимается ручной горячей ковкой. Таких мастеров – единицы.
А также кузнеца видно по дому, в котором он живёт. Вот, например, дом Алексея Андреевича Лапшина сразу привлекает внимание: даже номер дома, каждая его цифра выкованы им собственноручно. Красота и лепота!
Семнадцать лет Алексей Андреевич и Владимир Петрович работают рука об руку, составляя очень удачный тандем. Иногда даже думают одинаково. В.П. Волошин ранее работал сварщиком в «Жилкомхозе», он – специалист от Бога. И по сей день, если кому нужно провести тонкую и трудную работу по газоэлектросварке, обращаются к нему. Как-то раз Алексей Андреевич предложил Волошину «заварить консервную банку». Тот шутку оценил, а на следующий день принёс пустую баночку как новенькую, заварив шов простым электродом. Посмеялись, а он взял и сделал!
Кузница этих мастеров находится у Пензенского моста. Они выкупили помещение котельной одного из бывших предприятий ЖКХ, отремонтировали и переоборудовали его. На их рабочем месте – порядок, потому что оба они – мужчины основательные.
Направление их работы – элементы уличного благоустройства (решётки, ограждения, часовни и так далее). Процесс начинается с приёмки заказа. Каждого заказчика нужно внимательно выслушать и понять, чего он хочет. А это не так-то просто: порой даже муж и жена не могут между собой договориться, ведь у каждого свой вкус. Потом – выезд на место, где нужно самому всё прикинуть и сделать замеры. Потом – утвердить эскиз или образцы у заказчика.
Самый ответственный период – начало работы. Алексей Андреевич очень любит это состояние «внутреннего горения», когда идея захватывает, рождается и не даёт покоя. Бывало, ночей не спишь. Постепенно всё складывается в орнамент, каждая деталь которого – на своём месте. Стиль, в котором они работают, напоминает «барокко» – в нём есть сочность, пышность, каждый замысловатый завиток словно утверждает: жизнь прекрасна!
Готовые и покрашенные пролёты оградок, заборов довольные заказчики забирают и увозят в Пензу, Тамбов, Москву, Санкт-Петербург…...
Если говорить о том, что именно сделано руками этих мастеров в нашем городе, то это, во-первых, знак на памятнике чернобыльцам. А.А. Лапшин и В.П. Волошин воплотили многократно увеличенный орден, которым награждали ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Памятник этот располагается, как известно, на улице Ленина. На этой же улице, возле администрации города, нашла место часовня в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Это – подарок кузнецов городу. Сама идея возникла не на пустом месте. Вот что рассказывает Алексей Андреевич: «Я воспитывался в школе-интернате, мы там жили целыми неделями, на выходные – домой. Учителя были строгие, мы их очень уважали (директором была Е.А.Кокташ). Этот памятник посвящается всем учителям».
Другие работы этих мастеров – оформление фирмы ритуальных услуг «Светлая память», сень над местом захоронения блаженного Иоанна Кузнецкого на центральном кладбище. Буквально на днях в город Аркадак Саратовской области была отправлена часовня, которую установят на могиле Николая Гудкова. Изготавливали они маковку и купольный крест, различную утварь для православного храма в Чечне, за что получили благодарность от командира дислоцирующейся там войсковой части.
В кузнице на улице Пензенской часто бывают на экскурсии школьники. Некоторые ребята приезжают починить мопед, мотоцикл, присматриваются к работе кузнецов. Качают головой: душно у вас, жарко. Мастера только посмеиваются: забавные эти ребята! У В.П. Волошина – двое внуков, у А.А. Лапшина – четверо.
С возрастом человек начинает острее осознавать, что в жизни главное. Вот недавно работали над реставрацией кованых ворот у церкви Рождества Христова в Нижнем Аблязове – старейшей и красивейшей церкви нашей кузнецкой земли, признанной памятником архитектуры и истории, охраняемым государством. Самой церкви – лет триста, ограждению вокруг неё – почти столько же, судя по тому, как ржа поела железо. Никакой сварки, конечно, прутки соединены хомутами (оковкой). Делали реставрацию и думали: вот жил сельский кузнец почитай двести лет тому назад. Человека уже нет, а дело его до сих пор живёт, несёт свою службу. Разве это не чудо? Разве не этого хочет каждый – чтобы спустя годы потомки вспомнили его добрым словом?
Ольга ПОДРАМЕНСКАЯ
Фото автора и из архива мастеров
На фото: Владимир и Алексей открывали памятник кузнецу на привокзальной площади.