Реклама

Сейчас 43 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

12.08.2015

К вопросу о воде и «Водоканале»

 

Уважаемые кузнечане!

Вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой в нашем городе является весьма острым, можно сказать, наболевшим.

В последнее время в центре внимания общественности вновь оказалась тема дальнейшей судьбы городского водоканала.

Внимательный наблюдатель, полагаю, отметил совпадение по времени «запуска» данной темы в СМИ с началом избирательной кампании по выборам губернатора нашей области. Это обстоятельство, а также политическая «окраска» лиц – инициаторов «раскрутки» темы – наводит на мысль о неслучайности совпадения и возможной их политической мотивированности. Но я не политик, в партиях не состою, потому данную сторону вопроса обсуждать не буду. Учитывая остроту проблемы «чистой воды», считаю своим долгом лично проинформировать общественность Кузнецка о ситуации, чтобы люди владели информацией «из первых уст», а не в интерпретациях, слухах и домыслах.

 

Итак, о воде в Кузнецке. В ретроспективу вдаваться, полагаю, не стоит. Замечу лишь, что представители той политической силы, которая нынче пытается поднять на щит тему городского водоканала, почему-то забыли, что, долгое время находясь у власти и провозглашая лозунг «Всё во имя человека, всё во благо человека», они так и не нашли возможность дать кузнечанам чистую водопроводную воду. Но речь не о том, лишь констатируем неоспоримый факт: проблема качества воды в городе не решена до сих пор.

Актуальность этой темы стала понятна мне с первых дней жизни в городе. Вот уже три года, как я здесь, а пока решить её не смог, о чём честно говорю людям и ставлю себе в укор. Камень преткновения в том, что необходимо построить станции обезжелезивания на обоих городских водозаборах. Но попытки решить вопрос за счёт бюджетного финансирования так и не увенчались успехом: собственных средств на данные дорогостоящие проекты (по 70-75 млн. рублей каждый) у города недостаточно, а привлечь серьёзное софинансирование из вышестоящих бюджетов не удалось по независящим от нас причинам. В частности, из-за недостаточности финансового обеспечения соответствующих программ (так, в областной программе на этот год – всего около 10 миллионов рублей).

На обозримую перспективу реалии экономической ситуации (сами знаете – кризис, санкции) таковы, что рассчитывать на решение проблемы «чистой воды» за счёт бюджетных средств не приходится.

В то же время государство сегодня активно стимулирует привлечение в коммунальный сектор частных инвестиций через концессионные соглашения. Концессия – это передача коммунального объекта в длительное, но строго ограниченное по времени, пользование коммерческой структуре (концессионеру). Последняя берёт на себя чётко прописанные в концессионном соглашении обязательства по качественной организации работы коммунального объекта и, что особенно важно, по инвестированию собственных средств в его развитие (эти вопросы также пунктуально прописываются в соглашении – что, в какие сроки). Право собственности на передаваемое в концессию, а также созданное концессионером за счёт инвестиций имущество остаётся за муниципалитетом.

Итак, перед нами сегодня дилемма: отложить решение проблемы до лучших времён, когда «разбогатеют» бюджеты, либо передать водоканал в концессию.

Моё личное мнение – не ждать у моря погоды (экономические прогнозы не очень обнадёживающие) и воспользоваться механизмом концессии, который сегодня легализован законодательно и рекомендован с федерального уровня.

Противники передачи водоканала в концессию приводят ряд аргументов. Говорят, наш водоканал прибыльный. Ну, во-первых, убыточную организацию в концессию никто и задаром не возьмёт. Во-вторых, действительно, наш МУП «Водоканал» работает с небольшой прибылью – порядка 1,5 млн. рублей. Но уровень данной прибыльности позволяет ему лишь отчасти решать некоторые текущие вопросы функционирования организации. Как только возникают мало-мальски серьёзные проблемы, а тем более потребности в развитии водоканального хозяйства,  МУП сразу же «ныряет» в городской бюджет. Конечно, учитывая важность задачи обеспечения населения водой, город, при всех сложностях, всегда изыскивал средства в своём бюджете – так, в прошлом году проложили водопровод на Песчанку, в этом году капитально отремонтировали три скважины. Но здесь речь идёт об 1-2 миллионах рублей. А на станции обезжелезивания надо 140-150 миллионов.

Нельзя не отметить также, что МУП «Водоканал» до сих пор не оправился от последствий попытки его «прихватизации», едва не свершившейся в 2011 году. Да, нам удалось отбить в суде социально значимое имущество. Но офисное здание, техника водоканала до сих пор находятся в конкурсной массе и сейчас осуществляется процедура реализации данного имущества с торгов. Плюс, на водоканале «висит» долг в 13 млн. рублей, который успели «накрутить» ему дельцы от «прихватизации». Фактически водоканал продолжает находиться под угрозой банкротства. Так что по своему реальному финансово-экономическому положению МУП «Водоканал» Кузнецка ой как далёк от благополучия.

Противники передачи водоканала в концессию говорят: вдруг концессионер окажется недобросовестным, а город уже не сможет вернуть себе водоканал, потому что МУП будет уничтожен, а новый не создать. Что ж, концессионер действительно может подвести. На этот случай и законодательством предусмотрены, и в концессионном соглашении прописываются чёткие процедуры. Поэтому если концессионер не будет справляться с взятыми на себя обязательствами, мы с ним будем расставаться, искать нового концессионера, либо придётся воссоздавать муниципальное предприятие. Жизнь есть жизнь – «знать бы где споткнёшься, постелил бы соломку». Сейчас вот офис и техника МУПа тоже могут уйти на торгах «с молотка» и от него фактически останутся только работники.

Противники концессии проводят параллель между упомянутой мной попыткой «прихватизации» водоканала в 2011-м и нынешними действиями горадминистрации по подготовке концессионного соглашения. Это очевидная подтасовка фактов и, мягко говоря, неправда. «Прихватизация» водоканала проводилась путём искусственного создания отрицательного бухгалтерского баланса предприятия и подведения его под банкротство, келейных (в т.ч. и криминальных, за бесценок) процедур отчуждения муниципальной собственности. При этом новый собственник не производил каких-либо инвестиционных действий в отношении водоканала, а лишь активно обирал предприятие и город. Надеюсь, читатели сами найдут здесь коренные отличия от описанного мной выше концессионного механизма. Добавлю лишь, что все процедуры по передаче объекта в концессию носят публичный и конкурсный характер, контролируются целым рядом областных и федеральных инстанций. Более того, я лично попросил прокурора города взять под контроль вопросы соблюдения законодательства при подготовке и заключении концессионного соглашения.

Наконец, противники концессии говорят о некоем «сговоре», наличии «закулисы» в решении данного вопроса с конкретной коммерческой структурой. Здесь однако ситуация совершенно иная. Концессия – дело новое. Городу желательно привлечь концессионера, который вложил бы в наше водоканальное хозяйство примерно полмиллиарда рублей – проблем у нас много, и есть здоровое желание решить их за счёт инвестора. В то же время уже имеющаяся в муниципалитетах Пензенской области практика заключения концессионных соглашений говорит об инвестициях в районе 5-15 млн. рублей, что нас явно не устраивает. Нам надо было найти «золотую середину» между пожеланиями города и реальными возможностями инвестора, готового вложиться в наш водоканал. Поэтому, поискав потенциальных партнёров, мы получили официальное письменное предложение совместно проработать данный вопрос от одной из фирм из Самарской области, имеющей в своём ведении городской водоканал. Была проведена большая аналитическая работа, в т.ч. с участием Управления цен и тарифов Пензенской области. В результате мы вышли на экономически обоснованный уровень инвестиций в 140-150 млн. рублей. А это, если заметили, соответствует стоимости двух необходимых нам станций обезжелезивания, которые концессионер должен будет построить за свои средства в течение трёх лет, при сроке концессии 25-30 лет. И именно эти расчёты теперь будут положены в основу технического задания для открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения по водоканалу города Кузнецка. Победителем конкурса будет та структура, которая предложит большую сумму инвестиций.

Как указано выше, мы рассчитываем, что концессионер за 3 года вложит в водоканал порядка 150 млн. рублей собственных средств. При существующем тарифе на воду и прогнозе его роста, возвращать он эти деньги будет 14-15 лет, а уже оставшийся срок концессии работать себе в прибыль. Нехитрые вычисления показывают, что простое вложение денег в Сбербанк, по нынешним процентным ставкам, даст удвоение вклада лет за 8-9. Это к тому, что убедить потенциального концессионера пойти на указанные условия инвестирования было делом, мягко говоря, непростым.

Разных «как», «почему», «если» в связи с концессионным проектом возникает великое множество, все не перечислить. Отвечу только на одно из них: «А если вдруг с финансами в стране наладится, появится федеральная или региональная программа?». Мы будем только рады, и дай бог, чтоб такое произошло. Нам, кроме станций обезжелезивания, большие деньги в водоканальное хозяйство нужны и на другие проекты: целый ряд районов города  без централизованной канализации, требуется прокладка сетей водоснабжения и водоотведения на аэродроме, актуальна весьма дорогостоящая реконструкция городских очистных сооружений и так далее.

Право принятия решения о заключении концессионного соглашения принадлежит депутатам Собрания представителей города Кузнецка. Им и решать, с учётом пожеланий избирателей. Могут быть разные мнения, доводы и сомнения – именно в споре рождается истина. Главное – исходить из интересов жителей Кузнецка, меньше играть в политику, тем более – прибегать к крайней форме политической непорядочности и лицемерия, именуемой политиканством. Когда одни и те же люди строчат в инстанции жалобы о «непринятии мер по обеспечению населения чистой водой», и они же скликают, ничего толком не разъяснив народу, митинги против на сегодняшний день единственного реального варианта решения проблемы – концессии – это, я считаю, политиканство. Когда люди, под «бдительным присмотром» которых в недалёком прошлом были безнаказанно разворованы десятки миллионов бюджетных рублей, выделявшихся на станцию обезжелезивания на Южном водозаборе, погублены ведущие предприятия города вместе с имевшимися на них станциями обезжелезивания, сегодня вдруг рядятся в личину «борцов за народное счастье», начинают поучать и изобличать – это политиканство.

Уверен, что жители Кузнецка разберутся в ситуации, не позволят втянуть себя в нечистоплотные «игрища», дадут правильные, мудрые наказы своим народным избранникам.

В заключение ещё об одном. Некоторые персоны запустили в народе слух, что «Златогорский после выборов уходит и напоследок продаёт водоканал своим друзьям». Вынужден огорчить моих «доброжелателей»: я Родиной ни в каком варианте принципиально не торгую и никуда уходить не собираюсь. В своей работе исходил, исхожу и буду исходить исключительно из интересов развития города Кузнецка и решения проблем кузнечан. Действовал, действую и буду действовать честно, открыто, принципиально и напористо. И очень надеюсь, что оставлю о себе в Кузнецке добрую память, в том числе и потому, что смогу обеспечить городу чистую воду.

С. ЗЛАТОГОРСКИЙ,

глава администрации города Кузнецка

Комментарии

Попов А.М. ул. Стекловская 74-151. д.т.3-48-79, 12 августа 2015, 12:29
Полностью поддерживаю Главу администрации, верю ему, МОЛОДЕЦ!!! Оглянитесь на улучшения в городе за последние три года. А критиковать мы горазды. И быть против и хорошего и плохого, но больше против того что нам во благо, у кузнечан в крови. Предложите что-то стоящее взамен программе мэра. Раздербанили город, теперь митингуете. Где раньше были, когда водоканал на Сейшелы продавали?
Реклама
Баннер середина - 005
Реклама