Реклама

Сейчас 176 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

17.12.2015

Кузнецк как точка отсчёта

Этот год, год 70-летия Великой Победы, подарил семье Гордиенок немало трогательных и счастливых минут, связанных с изучением жизни и судьбы старшего поколения, пережившего Великую Отечественную войну.

Твоё место в огромном мире

– Фамилия наша белорусская, но родители мамы и папы в своё время волею судьбы оказались в Кузнецке,  – рассказывает Ольга Олеговна Гордиенок. – Мой  дед по маминой линии Анатолий Григорьевич Нуварьев прошёл войну. Будучи военнослужащим, он прибыл в Кузнецк на службу и в 60-е годы  был военным комиссаром города. А бабушка, Ольга Константиновна Нуварьева, работала учителем труда в гимназии № 1. Сейчас в этой гимназии учится мой сын Олег. Дедушка по папиной линии Анатолий Иванович Гордиенок прибыл в Кузнецк во время войны с госпиталем, в котором лечился от ранения. Он был инвалидом войны. Там же, в госпитале, он познакомился с молодой санитаркой – своей будущей женой и моей бабушкой Валентиной Григорьевной. В послевоенные годы  оба они работали на обувной фабрике. К 70-летию Победы мы с сыном изучали жизнь наших родных, их фотографии, письма, писали эссе. В жизни Олегу не довелось общаться с ними, а вот я вспоминаю их с большой теплотой.

 

Ольга родилась в Кузнецке в семье кадрового военного. Позднее семья жила в Кузнецке-8, потом отца направили на учёбу в Ленинградскую академию связи. В городе на Неве Оля пошла в первый класс.  Потом Олег Анатольевич получил новое направление, и семья переехала в Калужскую область. Мама, Татьяна Анатольевна, инженер по профессии, всю жизнь следовала за своим горячо любимым мужем. Детство и юность Ольги и её брата прошли в Калуге (брат рано ушёл из жизни, и Татьяна Анатольевна сама поднимала его сынишку, вырастила и выучила).  В Калужской области остались и школьные, и студенческие друзья...… Ольге было 20 лет, когда отец, молодой ещё мужчина, заболел и умер. Семья решила вернуться в Кузнецк. Это произошло в 1999 году.

Новая работа

Рисовать ей нравилось всегда, поэтому в Калуге Оля Гордиенок училась не только в обычной, но и в художественной школе. Постигала искусство рисования с удовольствием, учителя были очень хорошие, и четыре года пролетели незаметно. Окончив школу, подала документы в Московский государственный открытый педагогический университет имени Шолохова и поступила. Училась заочно, встретила там своего будущего мужа (он тоже был художником). в 2003 году закончила учёбу, получив специальность художника-педагога. Позднее родила ребёнка и в том же году овдовела.

Подруги по институту самозабвенно преподавали детям живопись, скульптуру и графику, а Ольга Олеговна педагогической жилки в себе не чувствовала. Кем работать? Во время одной из поездок в город юности подруга показала Ольге азы гравировки по камню. Выяснилось, что эта работа сложная, практически неженская, но очень востребованная. Будет чем заработать на жизнь, ведь вырастить сына одной – не шутки.

– Всё как-то совпало. Дело в том, что я очень люблю рисовать портреты. А гравировка на камне – это чаще всего портрет. Чтобы научиться работать с камнем, нужно «перестроить мышление». Основа работы художника – белый лист. Если он хочет нанести тень, то на белую бумагу он накладывает тушью или карандашом штрихи. А тут наоборот: из камня, покрытого чёрной полировкой снаружи и более серого внутри, нужно «выбрать свет». И инструмент здесь – не кисть или карандаш, а игла гравировальной машинки. И ошибиться нельзя: не сотрёшь и не исправишь.

Гравировальная машинка довольно тяжёлая. «Понянчи» её несколько часов! Вот потому-то я и не слышала, чтобы (в нашем городе, например) женщина работала художником-гравёром. До тех пор, пока не познакомилась с Ольгой Гордиенок. Про неё говорят, что она – отличный портретист, делает ручную гравировку, тонкую ручную работу и подходит к выполнению каждого заказа с душой.

Рутина – враг вдохновения

Первым местом её работы в качестве художника-гравёра стал Дом быта в Западном микрорайоне. Она вспоминает, что в те докризисные годы заказов было огромное количество – в день приходилось делать по три портрета. Рутина – это враг вдохновения и причина неудовлетворённости истинного художника. А потому спустя шесть лет Ольга уволилась и стала искать другое место, поспокойнее. Сейчас она работает по договору с муниципальным предприятием «Ритуал», и это даёт ей некую свободу. Хотя с весны до осени по-прежнему нагрузка большая.

Выставочный зал памятников находится на улице Строителей, 87. Здесь же – мастерская, в которой Ольга Олеговна выполняет свою сложную и очень ответственную работу. Стоит шум, летит пыль, когда рождается изображение на памятнике. Приходят люди: со своей болью и переживаниями, с надеждой, со своим видением, своими требованиями и желаниями.

С годами мастер совершенствуется в своём деле. Работая с каждым портретом, художник, которого не сразу и узнаешь в маске, очках, стремится добиться высокого качества. Центральная часть портрета – глаза. Если они «живые», то портрет на пятьдесят процентов уже получился. Каждая работа требует внимания и особого подхода. Предложенную фотографию (иногда, кстати, не очень чёткую), изучишь вдоль и поперёк. Прочитаешь молитву. Почувствуешь, что свыше идёт помощь в трудах: на поверхности гладкого блестящего материала проявляется человеческий облик – напитанный мыслями и эмоциями, «тёплый», как в жизни. И главную оценку твоей работе даст заказчик: некоторые даже начинают плакать, глядя на лицо родного человека, с которым разлучила смерть.

Веточки одного дерева

– Когда я чувствую, что заказчику нравится моя работа, я ощущаю радость – не зря прожит день, – говорит О.О. Гордиенок.

Но даже самый насыщенный работой день ещё не прожит до конца, пока Ольга Олеговна не вернулась домой, не пообщалась с сыном, мамой. Семья: вот где можно почувствовать себя и маленькой девочкой, и взрослой мудрой женщиной. Хотя какой там «мудрой», когда в семье растёт такой сынуля, как Олежек. На его фоне «мудрой» быть трудновато. В свои 12 лет парень прекрасно разбирается в музыке, с пяти лет занимается игрой на фортепиано в музыкальной школе. Имеет абсолютный слух. Вы спросите – как это? Он слышит музыку нотами! Может сыграть любой услышанный пассаж, сам пишет музыку. Участвует в концертах, где при отсутствии пианино или рояля играет на синтезаторе. В этом году на пасхальном фестивале в МЭЦ «Юность» имел успех, исполнив «Вальс № 2» собственного сочинения. В школе (а мы помним, что Олег учится в гимназии № 1) он изучает два иностранных языка – немецкий и английский. А дома – ещё четыре: французский, японский, китайский, корейский…... Очень хорошая память у мальчика – схватывает на лету. В школе у Олега одни пятёрки, итоговые «четвёрки» бывают только по физкультуре…...

А недавно объявил, что пишет книгу. Его живое воображение требует воплощения на бумаге или на экране компьютера. У Олега большой кругозор, он много читает. Ещё он очень любит с мамой путешествовать. Два года назад она показала ему Санкт-Петербург, и теперь это его любимый город. В этом году побывали в Эрмитаже, Петергофе, большое впечатление на маму и сына произвёл концерт органной музыки в Смольном соборе. «Я и сама люблю музыку, работаю всё время в наушниках, слушая радио, аудиокниги, эстраду или классическую музыку. Но музыкантов у нас в роду не было. Меня все спрашивают, в кого у меня такой ребёнок?», – улыбается женщина с глазами цвета дымчатого осеннего неба.

«Не прожить нам в мире этом без потерь», – поётся в известной эстрадной песне. Забрав одного Олега, папу, судьба подарила ей другого любимого мужчину с таким же именем – сына. Все они, словно ветки одного дерева, но ствол и корни у него – едины, и это главное.

Ольга ПОДРАМЕНСКАя

Реклама
Баннер середина - 005
Реклама